Хельсинские рекомендации по признанию российских дипломов

Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах

Хельсинки, 11.06.1997

С текстом на английском языке Вы можете ознакомиться здесь.

1. Общие положения

В основу Руководства, предлагаемого для признания как иностранных документов об образовании в Российской Федерации, так и российских документов об образовании в других европейских странах, заложена идея о том, что документы об образовании, дающие доступ к образовательным программам определенного уровня в родной стране, должны также давать доступ к образовательным программам сравнимого уровня в зарубежной стране.

Кроме того, в Руководстве принята во внимание концепция «признания во всех случаях, за исключением тех, когда обнаруживаются существенные различия», соответствующая Конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО о признании дипломов о высшем образовании в регионе Европы, принятой в 1997 г. В случае таких существенных различий решение следует искать на основе двусторонних соглашений или на индивидуальной основе. Дипломы, выданные в Российской Федерации при предшествующей образовательной системе (до 1991 г.) в области некоторых дисциплин, таких как история, право, экономика, философия и общественные науки, могут быть подвергнуты анализу для определения оправданности их признания.

2. Руководство по признанию в Российской Федерации документов  об образовании, полученных в других европейских странах

2.1. Докторские степени

Для стран с двухуровневой системой докторских степеней:

— первую докторскую степень следует обычно рассматривать как подлежащую признанию на уровне ученой степени кандидата наук;

— вторую докторскую степень следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне ученой степени доктора наук.

Для стран с одноуровневой системой докторских степеней докторскую степень следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне ученой степени кандидата наук. Обладатель докторской степени может в исключительных случаях и на индивидуальной основе обращаться с просьбой о признании этой степени на уровне ученой степени доктора наук.

2.2. Доступ к докторским программам

Обладателей степеней, дающих доступ к докторским программам в своей стране, следует рассматривать как подлежащих доступу к обучению в аспирантуре с теми же вступительными требованиями, которые должны быть выполнены обладателями квалификации дипломированного специалиста и степени магистра.

2.3. Степени университетского уровня

Для стран с двухуровневой системой степеней университетского уровня:

— первую степень университетского уровня следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне степени бакалавра;

— вторую степень университетского уровня следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне квалификации дипломированного специалиста или степени магистра.

Для стран с одноуровневой системой степеней университетского уровня степень университетского уровня следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне квалификации дипломированного специалиста или степени магистра.

2.4. Доступ к высшему образованию

Документы об образовании, дающие доступ к высшему образованию в своей стране, должны рассматриваться как дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации на тех же условиях, что и для граждан Российской Федерации.

Российским органам по оценке квалификаций следует приложить усилия для внесения изменений в соответствующие регламентирующие акты для того, чтобы дать возможность обладателям документов о получении среднего образования, дающих доступ к высшему образованию в их стране, быть допущенными на индивидуальной основе к поступлению в российские вузы без вступительных экзаменов или с исключением некоторых предметов из этих экзаменов.

3. Руководство по признанию российских документов об образовании в других европейских странах

3.1. Докторские степени

В странах с двухуровневой системой докторских степеней:

— ученую степень кандидата наук следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне первой докторской степени;

— ученую степень доктора наук следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне второй докторской степени.

В странах с одноуровневой системой докторских степеней обе ученые степени, как кандидата наук, так и доктора наук следует рассматривать как подлежащие признанию на уровне этой докторской степени.

3.2. Доступ к докторским программам

Обладателей квалификации дипломированного специалиста и степени магистра следует рассматривать как подлежащих доступу к докторским программам в зарубежной стране на тех же условиях, что и обладателей национальных дипломов этой зарубежной страны.

3.3. Степени университетского уровня

В странах с двухуровневой системой степеней университетского уровня:

— степень бакалавра следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне первой степени;

— квалификацию дипломированного специалиста и степень магистра следует рассматривать как подлежащие признанию на уровне второй степени (степени магистра).

В странах с одноуровневой системой степеней университетского уровня:

— степень бакалавра следует рассматривать как подлежащую признанию на индивидуальной основе;

— квалификацию дипломированного специалиста и степень магистра следует рассматривать как подлежащие признанию на уровне этой степени.

3.4. Доступ к высшему образованию

Документы об образовании, дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации, должны, в общем, рассматриваться как дающие доступ к высшему образованию в зарубежной стране, если не будут выявлены существенные различия в программах обучения, ведущих к получению соответствующих дипломов, или в дополнительных требованиях, касающихся доступа к обучению в высших учебных заведениях. При оценке этих различий разница в два и более года в продолжительности обучения в программах, дающих доступ к обучению в высших учебных заведениях, может рассматриваться, в общем, как существенное различие. Однако даже в этом случае данный документ об образовании может на индивидуальной основе рассматриваться как дающий доступ к высшему образованию.